Голландский галиот 1800 года

Тема в разделе Модели, копии, создана 11 май 2009

Голландский галиот 1800 года, 0 votes
0/5, Голосов: 0

Статус темы:
Закрыта.
  1. Андрей Админ Команда форума

    Регистрация:
    22 апр 2009
    Сообщения:
    256
    Симпатии:
    389
    Просматривая старинные документы, мы часто встречаем такие обозначения типа корабля, как галиот, бомбарда или кэч. Под этими обозначениями подразумевается один и тот же тип корабля, который в разных европейских морских флотах по разному назывался. В Англии укоренилось название кэч, во Франции - бомбарда, в Голландии и других североевропейских государствах - галиот. Так называли небольшой, часто двухмачтовый корабль, происхождение которого нужно искать в 17 столетии. Этот небольшой военный корабль, вооружённый одной-двумя мортирами, применялся, как правило, против неподвижных целей, такие, как гавани, крепости или стоящие на якоре корабли. Позже, в 19 веке, это название перешло к небольшим судам прибрежного плавания и рыболовным судам.
    Мортиры уже более ста лет стояли на вооружении армий, прежде чем в 1682 году француз Абрахам Ду Квесне впервые вооружил ими новый тип корабля. Построен он был во Франции в 1679 г. как просто широкий корабль, с которого сняли фок-мачту, чтобы освободить место под тяжёлую мортиру. Набор корпуса бомбардирских кораблей был усиленным, особенно конструкция палубных балок. Чтобы выдержать орудийную отдачу при залпе мортир, нижняя палуба особо укреплялась по отношению к верхней.
    Стрельба в море была в те времена искусством в высшей степени ненадёжным. Целиться приходилось на удачу, и попадание было делом более или менее случайным. Достаточно нагляден тот факт, что, например, у 32-фунтового орудия зазор между ядром и стенками ствола доходил до 7,5 мм. Тем не менее, стрельба из мортиры галиота в те времена являла собой вершину развития морской артиллерии, хотя и была побочной ветвью последней, и результаты таких стрельб были впечатляющими. Стреляли по навесной траектории с невысокой начальной скоростью снаряда. Несмотря на несовершенную технологию изготовления орудий, погрешность при наводке коротким стволом мортиры была небольшой, и точность попадания была просто удивительной.
    Заряды, которыми стреляли мортиры, были круглой формы, пустотелыми внутри для взрывной начинки и имели в середине поясоподобное усиление.
    [​IMG]
    50-ти фунтовая мортира.

    Наибольшая дальность стрельбы из мортиры достигалась при угле возвышения в 45-50°. В конце своей траектории заряды имели угол падения около 60° . Такие своего рода бомбы во флоте и армии опасались больше, чем ядра простых орудий.
    Заряжались мортиры общепринятым для тогдашней артиллерии образом. Порох был предварительно расфасован в кули по фунту, полфунта и четверть фунта. Кули разрывались, порох засыпали в ствол мортиры и утрамбовывали огромным банником. Затем в дуло закладывалась бомба. Внутренняя часть ствола сужалась уступом, так, что бомба надёжно лежала на нём своим выступающим краем. Выпуклый край, из которого торчал запальный шнур бомбы, находился вровень с дулом. Длительность полёта бомбы и его дальность рассчитывались с помощью простых таблиц и тригонометрических расчётов. На их основе определялось количество пороха и длина запального шнура. Перед выстрелом, предварительно запаливался шнур, а затем выстреливалось орудие. Наблюдая за целью, делались необходимые корректировки.
    Другой способ запаливания бомбы заключался в том, что пустотелый деревянный конус набивался порохом, вбивался в бомбу и поджигался непосредственно перед выстрелом. Недостатком такого способа была невозможность регулировки длительности горения запала.
    [​IMG]
    8-ми фунтовая пушка.

    Позже вместо запального шнура стали применять деревянные трубки. Их наполняли порохом и снаружи делали штрихи или насечки, которые соответствовали определённой длительности горения запала. На нужной метке проделывалось отверстие, и запал вставлялся в бомбу. Перед выстрелом запал поджигался обычным способом. Были так же сделаны попытки вставлять бомбу в мортиру запалом вовнутрь. При выстреле от возгорания пороха поджигался так же и запал бомбы.
    Первой бомбардировке с моря подвергся Алжир. Француз Абрахам Ду Квесне в 1682 году тщетно пытался таким способом выкурить пиратов из своего гнезда.
    В 1770 году русские бомбардировали турецкий флот взрывными зарядами, которые алжирцы и генуэзцы (их первые жертвы) называли "изобретение дьявола, которое, надеемся, будет навсегда забыто". К сожалению, это изобретение было не только не забыто, но и с радостью подхвачено и развито всеми флотами мира.
    Во время Наполеоновских войн британский флот постоянно пополнялся бомбардирскими кораблями. Непрерывное нахождение в строю огромного количества бомбардирских кораблей было не только результатом их удачного применения. Одним только своим существованием они принуждали противника постоянно находиться в напряжённом ожидании, что один из таких кораблей вдруг однажды появится на горизонте.
    2 Апреля 1801 года британский флот напал на нейтральную Данию и частично уничтожил её флот. В сражении у Копенгагена в эскадре Нельсона (входившей в эскадру адмирала сэра Хайда Паркера) находились 12 линейных кораблей, 4 фрегата, 4 шлюпа, 7 бомбардирских кораблей, 2 брандера и 12 бригов. Бомбардирские корабли заняли позицию позади линии английских кораблей и начали обстрел береговых сооружений из мортир по навесной траектории через оба флота (английского и датского). Датчане так же отвечали залпами из мортир, но с меньшим успехом.
    В 1804 г. последовало безуспешное нападение английских бомбардирских кораблей на французскую десантную флотилию.
    При втором нападении на Копенгаген с 13.08 до 07.09.1807 адмирал Гамбиер начал настоящую осаду. В его подчинении было 17000 солдат. Во время обстрела были уничтожены не только корабли, но и целые кварталы города были полностью разрушены.
    В том же году английский адмирал Даквёрс угрожал бомбардировкой Константинополю. Однако он вынужден был отступить, и при прохождении через Дарданеллы со стороны турок ему были нанесены значительные потери.
    В 1816 г. последовала бомбардировка Алжира объединённым англо-голландским флотом. При этом были с большим успехом применены бомбардирские корабли.
    Французский генерал Paixhans осуществил в 1824 году в Бресте идею стрельбы бомбическими снарядами из недавно изобретённых орудий. Вскоре все ведущие флоты мира приняли их на вооружение.
    Впервые применила эти орудия Пруссия 5 апреля 1849 года при обороне Еккерфьёрде против датского линейного корабля Christian VIII и фрегата Gefion. Оба корабля не имели парового привода и поэтому после первой попытки подавить береговые батареи их снесло сильным восточным ветром под крепостные орудия, и они были вынуждены спустить флаги. Линейный корабль взлетел на воздух, унеся вместе с собой жизни как датчан, так и пруссаков, помогавших его тушить. Носовую фигуру с корабля Christian VIII можно и теперь увидеть в замке Готторф в Шлезвиге.
    Один из следующих случаев применения бомбических орудий последовал 30 ноября 1853 года в Чёрном море. Русская эскадра в течение пяти минут подавила огонь береговой батареи и затем уничтожила стоящую на якоре в Синопской бухте турецкую эскадру, взорвав при этом один фрегат. В следующем году русские применили эти орудия при обороне Севастополя против англичан и французов. В течение немногих минут на палубе линейного корабля Queen взорвалось три бомбы, вызвав панику среди команды, которая в беспорядке покинула корабль, бежав на стоящий во второй линии буксирный пароход. На Queen вспыхнул пожар и его пришлось срочно отбуксировать из-под огня.
    Это были немногие случаи применения такого рода орудий в различных странах и флотах. Изобретение генерала Paixhans постоянно развивалось и дошло до нас в виде современной артиллерии с её разнообразными орудиями и снарядами.
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Прежде, чем мы перейдём непосредственно к нашему галиоту, обратимся ещё раз к тогдашней политической обстановке в Европе. В 1789 году во Франции произошла революция. Это событие вызвало среди простого народа необычайное воодушевление. Французская революционная армия ураганом прошлась по соседним странам. Повсюду, казалось, воцарились новые времена. В 1795 году революция достигла Голландии. На её территории возникла Республика Батавия, полностью зависящая от Франции. Позже генерал от артиллерии Бонапарт объявил себя императором и поделил Европу среди своих родственников. Таким образом Нидерландам "посчастливилось" заиметь императором Людвига Бонапарта, брата Наполеона I и отца будущего императора Наполеона III. Позже он стал королём Королевства Голландии. В 1810 г. Нидерланды были присоединены к Франции. Час свободы пробил для Голландии лишь в 1815 г., когда коалиционные войска Пруссии, России, Англии, Австрии и остальных европейских государств разбили армию Бонапарта, сначала при Лейпциге в 1813 г. и окончательно при Ватерлоо в 1815 г.
    Источник чертежей для нашего бомбардирского галиота 1800 года был найден в труде адмирала Эдмонда Париса "Souvenirs de Marine I". Адмирал Парис был с 1871 года и до своей смерти 8 апреля 1893 хранителем морского музея в Париже. С 1882 года по 1908 под его редакций вышло шесть книг с чертежами кораблей со всего света, от античных времён и до конца 19 столетия. Идеей Эдмонда Париса было по его собственным словам: "собрать и сохранить для потомков всё, что из оригиналов, манускриптов, чертежей и прочих подобных документов ещё сохранилось". В предисловии к первому изданию "Сувениров" Парис обратился к морякам и судостроителям с призывом высылать ему такие документы для последующего опубликования.
    Наш галиот можно найти в первом томе "Сувениров" на вкладке №53. Эти чертежи Парису предоставили морской министр капитан Виккерс и лейтенант Руйтер де Вильдт. На чертеже мы находим следующие размерения галиота:
    Длина между штевнями 27,5 м Ширина по наружной обшивке 8,6 м Осадка 3,3 м


    Кроме того, на чертеже можно обнаружить следующие пометки: "Амстердам 1800" и "так как корабли такого типа больше не строят, было бы интересно оставить на память".
    Особенностью бомбардирского галиота был его грота-штаг, который не был, как обычно, просто толстым тросом, а был сделан из цепи, что смотрелось очень странно среди пеньки бегучего и стоячего такелажа. Использовать цепь приходилось потому, что при залпах мортир пенька быстро перегорала и рвалась. Непосредственно перед стрельбой весь передний такелаж галиота снимался и оставлялся только цепной грота-штаг, который удерживал грот-мачту спереди.
    К вопросу о том, использовалась ли в 1800 годах в Голландии в подводной части кораблей такого размера медная обшивка, можно сказать следующее: обшивка из меди была введена в Голландии в 1777 г., однако в 1800 году употреблялась далеко не везде. Кроме того, не надо забывать, что во "французскую эпоху", как называют в Голландии республику Батавия и последующее королевство до 1815 г., царил экономический упадок и такой дорогой материал, как медь, не пускали на обшивку кораблей. Примером тому может послужить модель брига L'Egyptenne 1804 г в Голландском Историческом Морском Музее в Амстердаме, которая покрашена в подводной части белой краской.
    Напоследок, истины ради, вынужден добавить, что на запрос в вышеупомянутом музее о подтверждении факта постройки галиота, был получен ответ, что наш бомбардирский галиот в Амстердаме никогда не строился. Четыре последних бомбардирских галиота построили в 1695 году.
    [​IMG]

    Что же с нашим кораблём? Может заказ на постройку корабля получила другая верфь, в другом городе? Может речь шла о корабле, который планировалось построить для поддержки наполеоновского десанта в Англии, но из-за недостатка материалов закладка постоянно откладывалась, а после Трафальгарской битвы планы корабля отложили до лучших времён? На эти вопросы мы, наверное, уже ни когда не получим однозначный ответ и остаётся лишь надеяться, что, хоть и с опозданием в 170 лет, но корабль всё же будет построен. В качестве модели.
    H. Gronen, Neuss​
    Использованная литература
    Curti, Orazio, Schiffsmodellbau, Bielefeld 1973
    Duhamel du Monceau, H. L., Anfangsgrunde der Schiffbau- kunst. Berlin 1791, Kassel 1973
    Hoeckel, Rolf, Modellbau von Schiffen des 16. und 17. Jahr- hunderts. Rostock 1963
    Landstrom, Bjorn, Das Schiff. Gutersloh 1961
    Landstrom, Bjorn, Segelschiffe. Gutersloh 1970
    Mordal, Jacques, 25 Jahrhunderte Seekrieg. Munchen 1963
    Nederlandsch Historisch Scheepvaart Museum, Amsterdam, Zeitgenossische Zeichnung eines Bombardierschiffes von W. V. Gent, 1751
    Padfield, Peter, Waffen auf See, Bielefeld 1973
    Paris, Edmond, Souvenirs de Marine. Paris 1882, Hamburg 1972
    Schmalenbach, Paul, Die Geschichte der deutschen Schiffsartillerie. Herford 1968
    Svensson, Sam, Segel durch Jahrhunderte. Bielefeld 1961
    Wagner, Wolf-Dietrich, Die Fregatten "Peter und Paul" und "Heiliger Paul". Bielefeld 1966
    Перевод Eduard Reiche
     
    11 май 2009

  2. Дмитрий100 На испытательном сроке

    Регистрация:
    11 июл 2013
    Сообщения:
    3
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Йошкар-Ола
    Спасибо за информацию, интересно было прочесть.
     
    11 июл 2013

Статус темы:
Закрыта.