Октоих. Рукописи.

Тема в разделе История отдельных книг и экземпляров, создана 20 июн 2015

Октоих. Рукописи., 0 votes
0/5, Голосов: 0

  1. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    Окто́их, Окта́й, Охта́й, Осьмогла́сник (греч.Ὀκτώηχος — «восьмигласник» от греч. ὀκτώ - "восемь" + греч. ἦχος - "глас") — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и Литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней кроме того — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Название восходит к одноимённой византийской ладовой системе, известной также как «осмогласие».
    Октоих составлен в начале VII в., а в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскином. Часть песнопений в Октоихе не подписано и их авторство неизвестно.


    (Википедия)

    [​IMG]

    Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг.).
    До монашества был правителем Дамаска


    Я всегда с особым интересом отношусь к рукописной книге независимо от времени ее создания, но чем-либо примечательной, с точки зрения художественного оформления, стиля почерка, качества изготовления, правильно использованных приёмов переплетного мастерства.


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]



    В этом (скорее всего, гуслицком) Октоихе, который по пробам пера и пометам я датировала не позднее 70-80-х гг. XIX века, хотела бы показать буквицы приятного стиля.

    Во-первых, заставка на титуле. К сожалению, есть дефект - разрыв листа, но зато все части в сохранности и покоятся между страничек. Придется со временем поколдовать:de:, вернуть в первозданный вид (или близкий к тому...:o)



    [​IMG]



    Я нашла в этом октае всего 2 инициала - Ч и П:

    [​IMG] [​IMG]



    Ну, и разумеется, буквицы:

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 22 фев 2016
    20 июн 2015

  2. molodykhnv Местный

    Регистрация:
    27 сен 2014
    Сообщения:
    137
    Симпатии:
    292
    Заставка выполнена в гуслицком стиле. Вместе с поморским стилем (немного раньше появившийся) очень развит был в старообрядческой книжной традиции. Отличительные осовенности: поморский - использование золота, множество красного цвета (ягоды), умеренно зеленного, а гуслицкий - синий, зеленый, желтый, яркая сочная палитра.
     
    20 июн 2015

  3. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]

    Особой вариативностью написания буквицы не отличаются

    [​IMG] [​IMG]


    [​IMG]
    [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]


    ....разве что, кроме буквы
    Н:


    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG]
     
    20 июн 2015

  4. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]

    ...и практически идентичная С:

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]
     
    20 июн 2015

  5. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    Вот, на скорую руку, пример поморского стиля - певческая рукопись XVI в., о котором упомянул ув.molodykhnv:

    [​IMG]

    [​IMG]


    (по изданию: Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. - М.:Знак, 2006. - 472 с.)


    И пример гуслицкого стиля (там же):


    [​IMG]
     
    20 июн 2015

  6. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    Решила эту тему переименовать...

    И по мере появления, буду складывать сюда все рукописные октоихи. Любопытно будет сравнивать их с точки зрения стиля и оформления.

    Вот еще один прекрасный гуслицкий образец конца ХIХ - начала ХХ вв. Формат по переплету 23,5 х 19 см. Тиснение переплета с остатками потускневшей позолоты, две застежки. Углы верхней и нижней крышки окантованы латунными уголками.

    На нижней крышке 5 латунных жуковин.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    В книге в наличии все листы, которых 132 нумерованных, + 2 пуст., 1 (миниатюра), итого - 135 л. На л.2 (об.) выполнена цветная миниатюра Иоанна Дамаскина.


    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 14 фев 2016
    14 фев 2016

  7. Bruno Старожил форума

    Регистрация:
    17 сен 2011
    Сообщения:
    4.570
    Симпатии:
    21.541
    Адрес:
    Средиземье
    Все книги именуются ОКТАЙ,наверно нужно объяснить народу,что же это за книги,кроме того,что они рукописные,другой информации нет. И что это за странные значки в книге? Я то знаю,но может не все такие продвинутые.
    Небольшая критика никогда не помешает. С ув.
     
    14 фев 2016

  8. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    Да, спасибо Бруно за правильное замечание!:bt:

    Изначально тема была посвящена отдельно взятому, первому октоиху (или октаю), но коль решила сделать общую тему, то обязательно расскажу!:az:

    Т.е. надо начать сначала!
     
    14 фев 2016

  9. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    Странные значки в книге - это "знамена", или как их называют "крюки". Это древние ноты.
    На Русь церковное пение пришло в X веке из Византии. Было оно одноголосным, чисто мужским и называлось знаменным. В отличие от обычных нот, "крюки" могут обозначать один, два, три и даже четыре звука одновременно. И названия у них необычные. Например, «голубчик борзый», «змийца», «чашка полная», «скамеица». Спеть по ним мог только тот, кто знал, как они звучат.

    [​IMG]
    [​IMG]

    [​IMG]


    Знаменное пение (распев) – вид древнерусского богослужебного пения. Под распевом необходимо понимать распевание текстов, предназначенных для церковного богослужения, то есть слово, произнесенное нараспев. На древнерусском слово «знамя» обозначает «знак». Для записи музыкальных нотаций использовались невменные знаки. Невма ("крюки") – единица нотной графики. В немвенной нотации не указывается точная высота и протяжённость звука или группы звуков.Задача невмы состоит в том, чтобы напомнить исполнителю о заранее изученной известной ему мелодии. Линейная нотация разбивает распев на ряд звуковых нот, а знаменная нотация призывает певца мыслить целыми оборотами – мелодическими формулами. Знак обозначал от одного до восьми звуков, а также содержал информацию о продолжительности, силе, окраске и высоте звука.

    [​IMG]



    На мой взгляд, достаточно просто для понимания принцип описан Г.Печенкиным:

    "...Я предлагаю такую методику - вживления в мелодический строй знаменного распева при помощи нот, но только на определённом этапе. Суть методики заключается в следующем. Человек, который желает самостоятельно изучать знаменное пение (если нет такой возможности сделать это под руководством наставника), заучивает песнопение наизусть, по нотам. А затем ноты откладывает, и открывает то же самое песнопение в крюках. Параллельно изучает, конечно, какую-нибудь крюковую азбуку, - и, руководствуясь толкованием знамен, начинает петь по крюкам. Если какой-то фрагмент в крюках у обучаемого вызывает затруднения, он может опять открыть ноты, возвратиться, это место вспомнить, проучить и опять возвратиться к крюкам".

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 22 фев 2016
    22 фев 2016

  10. Bruno Старожил форума

    Регистрация:
    17 сен 2011
    Сообщения:
    4.570
    Симпатии:
    21.541
    Адрес:
    Средиземье
    А я пел в нашей старообрядческой часовне. На Урале.
     
    23 фев 2016

  11. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    :ay::ay::ay:
    Бруно! Так Вы, оказывается, обладатель секрета!... Что же Вы молчите скромно!

    ...Тема истории музыкальной культуры на Руси очень интересна, но настолько сложна, должна быть основательна, что вряд ли получится её качественно создать в формате темы форума.
     
    23 фев 2016

  12. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    Закончу выкладывать изображения буквиц этого Октоиха:

    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]
     
    22 апр 2016

  13. Irma-93 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    1.030
    Симпатии:
    2.335
    Адрес:
    Китеж-град
    Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий 8-и гласов для каждой из восьми недель - седмиц. То есть, каждый из 8-и разделов включает в себя особые песнопения для всех седмичных дней, с воскресенья по субботу.

    Это песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней, кроме того - малой вечерни и полунощницы.
    7 таких служб (восследований) принадлежат 7-и дням седмицы и поются в её продолжении единым мелодическим способом, одним напевом, то есть «гласом».

    Пение Октоиха начинается непосредственно с самой Пасхи, с 1-го гласа, и стихиры поются всю Светлую седмицу, на каждый день Светлой седмицы приходится свой глас (исключая 7-ой глас). Начиная с вечера Светлой Субботы (который является уже началом Воскресенья - Антипасхи), Октоих поётся на повечерии.


    Представлю заглавия всех гласов, начиная со 2-го (первый - выше, в постах).

    1-ое воскресение по Пасхе и последующие за ним 6 дней - это 1-ый глас. Неделя жен мироносиц (2-ое воскресение по Пасхе) и последующие за ним 6 дней - это 2-ой глас:


    Глас 2


    [​IMG]

    И далее по порядку каждые 7 дней, начиная с вечера под воскресение, свой глас. Когда проходит 8 седьмиц или 56 дней (8 гласов × 7), то опять начинается 1-ый глас с богослужения вечера под воскресение. Такая последовательность сохраняется в продолжении всего года.


    Глас 3

    [​IMG]


    Глас 4

    [​IMG]


    Глас 5

    [​IMG]


    Глас 6


    [​IMG]


    Глас 7

    [​IMG]

    Например, Неделя всех святых приходится через 49 дней после Антипасхи - это 8-ой глас, а следующее воскресение за Неделей всех святых, то есть через 56 дней после Фоминой Недели - это 1-ый глас.


    Глас 8

    [​IMG]


    Пение Октоиха заканчивается в Лазареву субботу, и исполнение всех 8-ми седмиц и недель (воскресений) называется в Уставе "столпом".
     
    22 апр 2016