Основы производства чеканки монет.

Тема в разделе Общие вопросы нумизматики, создана 4 янв 2013

Основы производства чеканки монет., 1 votes
5/5, 1 голос

Статус темы:
Закрыта.
  1. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.330
    Симпатии:
    19.618
    Адрес:
    Подмосковье.
    Уважаемые форумчане.
    Предлагаю вам статью от нашего ув. MEG
    Потому все спасибки незабываем ставить нашему гуру по теме брака монет.



    Мы изучаем монеты, а для правильного изучения монет надо знать процесс производства. И всё, что есть на монетах - надо привязывать к процессу производства.

    Цель этой главы – не описание полного технологического процесса производства монет, а краткое изложение некоторых этапов производства, знание которых помогает лучше разобраться с монетами как с коллекционным материалом. Также в этой главе поясняются некоторые термины, используемые в каталоге.


    Под термином «рабочий инструмент» подразумеваются все маточники и штампы от первичного маточника после пантографирования до конечного рабочего штампа.

    Термин «пантографирование» в данной статье подразумевает создание с помощью прибора, называемого «пантограф» точной уменьшенной копии модели стороны монеты, изготовленной художником – медальером.


    Как организован процесс изготовления штемпелей?
    Для ответа на последний вопрос можно обратиться к статьей Д.Мошнягина и Н.Дашевского, опубликованной в "Со-ветском коллекционере" №5. "... Изготовление штемпеля начинается с того, что скульптор лепит из воска или пла-стилина одностороннюю увеличенную модель монеты. С этой "лепки", как ее называют, изготавляют гипсовую фор-му и отливают модель из эпоксидной смолы. Следующая операция выполняется уже на граверно-копировальном станке, на котором изготавляется стальной маточник. Эпоксидная модель и стальная заготовка будущего маточника укрепляются во вращающихся патронах станка. На специальном приспособлении против модели устанавливается щуп пантографа, а против стальной заготовки будущего маточника - закаленная гравировальная игла, делающая до 10 тысяч оборотов в минуту. Работа станка несколько напоминает проигрывание патефонной пластинки. Щуп панто-графа, касаясь поверхности вращающейся модели, передвигается от ее центра к краю, в то время как игла, повто-ряя все движения щупа, гравирует на заготовке уменьшенную копию модели. После граверной доработки и закалки-получается первичный (образцовый) маточник, которым на специальном прессе выдавливается изображение (нега-тивное) на торцах нескольких других цилиндрических стальных заготовок - будущих образцовых штемпелей (форм). После токарной, граверной и термической обработок получаются образцовые штемпеля (формы), которыми, также путем прессования, изготовляется уже несколько маточников. На них уже воспроизведены все детали изображения монеты. Монетный двор, на котором чеканятся миллионы монет, нуждается в большом количестве рабочих штем-пелей. Изготовить их с маточников, полученных при посредстве образцовых штемпелей, невозможно, так как они быстро износились бы. Поэтому процесс продолжается - промежуточными маточниками изготавливают промежу-точные формы, при помощи которых получают так называемый "рабочий инструмент", т.е. рабочие маточники и, на-конец, рабочие штемпеля для чеканки монет."


    Как делают монеты
    Процесс начинается с создания трехмерной дизайнерской модели, размеры которой больше, чем у реальной мо-неты. Модель покрывают слоем силиконовой резины, сняв который получатют "негатив". Заполняя его эпоксидной смолой, получают "позитивное" изображение модели.
    При помощи специальной редуцирующей машины изображение с "позитива" переносят на стальной мастер-штамп, размеры которого соответствуют размерам монеты. Затем он проходит термическую обработку (закаляется).
    Этим мастер-штампом с помощью гидравлического пресса изготавливают другие мастер-штампы ("негативы"), при помощи которых делают рабочие штампы ("позитивы"). Эти штампы обрабатывают, закаляют, хромируют для увеличения срока службы.

    Комментарии эксперта к статье.

    Из написанного следует, что рабочие штампы имеют "позитивное" изображение, что в корне не верно. На самой монете тоже "позитив", поэтому на рабочих штемпелях должно быть "негативное" изображение рисунка, то есть вы-пуклым элементам изображения на монете должны соответствовать углубленные выемки на штемпеле. Таким об-разом, в описанной технологической цепочке пропущен еще один этап.
    Вообще, вместо использованного в статье термина "мастер-штамп", которым обозначен весь инструмент, и с не-гативным, и с позитивным изображением, на мой взгляд, лучше было бы использовать более привычные в среде нумизматов понятия "маточник" и "штемпель". Трехмерную дизайнерскую модель на монетных дворах давно уже принято называть "лепкой".
    Если пользоваться более привычными терминами, то технологическая цепочка изготовления нужного количества рабочих штемпелей, на мой взгляд, может быть описана в следующей последовательности:
    1. Скульптор осуществляет лепку модели будущей монеты в увеличенном примерно в 6 раз масштабе, а точнее две лепки - одну для аверса, другую для реверса.
    2. С этой лепки, как и написано в статье, сначала снимают негативную копию, а с ее помощью делают эпоксидную (раньше) или протакриловую (сейчас) модель, в таком же увеличенном масштабе.
    3. Следующий этап также описан в статье. С увеличенной модели изображение с использованием копировального станка переносится на стальную заготовку уже в размере будущей монеты. После закалки получают первый мастер-штамп, который принято называть "первичным маточником". На нем изображение позитивное. Именно он является образцом для дальнейшего копирования.
    4. С использованием первичного маточника путем штамповки изготавливают несколько "образцовых штемпелей" с негативным изображением. Их количество зависит от необходимого числа рабочих штемпелей, которое необходимо будет изготовить для запланированного тиража монет.
    5. С помощью таких образцовых штемпелей сначала "выдавливаются", так называемые, "промежуточные маточни-ки" ("позитивы"), а с их использованием - "промежуточные штемпели" ("негативы"). Поскольку одним маточником или одним штемпелем можно изготовить не более 1-2 десятков, соответственно, штемпелей или маточников, которые бы удовлетворяли нужному качеству предачи изображения, а рабочих штемпелей для многомиллионных тиражей монет нужны тысячи или даже десятки тысяч, то эта цепочка изготовления "промежуточных маточников" и "проме-жуточных штемпелей" может иметь несколько звеньев.
    6. Полученное в конце этих промежуточных этапов множество "промежуточных штемпелей" с негативными изобра-жениями используется для изготовления, так называемых, "рабочих маточников" ("позитивы"), с помощью которых и изготавливаются "рабочие штемпели" ("негативы"), используемые уже непосредственно для чеканки монет.
    Таким образом, весь этот процесс представляет собой своеобразную пирамиду, на вершине которой находится "первичный маточник", как эталон изображения, с которого путем штамповки на нескольких этапах изготовления промежуточных и рабочих штемпелей и маточников изображение с достаточно высокой точностью копируется на нужное число рабочих штемпелей.
    Цифры по количеству монет, которое можно отчеканить одним рабочим штемпелем (Д.И.Мошнягин и Н.Я.Дашевский в своей статье, опубликованной в "Советском коллекционере" №5, называли цифру – в среднем, около 10 тысяч монет).
    Заготовки для монет нарезаются из металлической ленты и имеют, в основном, круглую форму. Затем обрабатыва-ется гурт заготовки на специальной машине, наносящей, при необходимости, насечку или надпись. Во время об-работки гурта структура металла несколько изменяется, поэтому заготовки нагревают до 850o С с последующим ох-лаждением.
    Затем заготовки обрабатывают смесью мельчайших металлических шариков, керамических наполнителей и спе-циальных химикатов, которая протравливает и полирует поверхность. После этого заготовки сушат горячим возду-хом и загружают в монетный пресс.
    Процесс штамповки полностью автоматизирован. Обе стороны монеты воспроизводятся одновременно.

    Интересные данные, взятые из научной статьи директора СПб Монетного двора С.В. Орлова.

    Статистические данные причин отказа штампов

    Изменение геометрии рисунка штемпеля 45 %
    Выработка установленного ресурса по количеству ударов 38 %
    Появление трещин на штампе 10 %
    Налипание на рисунке 4 %
    Соударение штампа с другим штампом 3 %


    Просба к форумчанам.Пожалуйста если у кого есть цифровые материалы или ссылки на интересные ресурсы по бракам монет и технологии производства, передавайте их мне для опубликования здесь , чтоб все могли пользоваться в свободном доступе.
    Все вопросы и предложения направляйте к ув.MEG или ко мне. Спасибо.
     
    Последнее редактирование модератором: 20 апр 2016
    4 янв 2013

  2. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.330
    Симпатии:
    19.618
    Адрес:
    Подмосковье.
    Вот общее графическое так сказать представление о производстве, взятое у соседей.

    [​IMG]

    А тут можно посмотреть фильмы.Очень познавательно и интересно.
    Санкт-Петербургский Монетный двор.
    Кадры кинохроники:
    1924 год. 200 лет Ленинградскому Монетному Двору
    1967 год. Ленинградский Монетный Двор (Леннаучфильм)
    1974 год. 250 лет Ленинградскому Монетному Двору
    1999 год. 275 лет Ленинградскому Монетному Двору
    2000 год. Кирилл Набутов. Один день денег.
    2004 год. 280 лет Санкт - Петербургскому Монетному Двору
    Вес всех 6-ти фильмов - 3,95 ГБ (4 241 977 344 байт)
    Скачка через Торент.Прямого показа нет.
    Скачать ТВ Санкт-Петербургский Монетный двор ГоЗнака в качестве DVDRip

    А здесь они по отдельности можно скачать.
    первый фильм о чеканке монет в 23-25гг можно скачать по ссылке
    http://narod.ru/disk...200лет.avi.html

    1967 год. Ленинградский Монетный Двор (Леннаучфильм)
    404

    1974 на основе хроники 22-24 , 67 гг
    http://narod.ru/disk...250лет.avi.html

    1999 год. 275 лет Ленинградскому Монетному Двору
    Яндекс.Народ

    2000 год. Кирилл Набутов. Один день денег.
    404

    2004 год. 280 лет Санкт - Петербургскому Монетному Двору
    404
     
    5 янв 2013

  3. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.330
    Симпатии:
    19.618
    Адрес:
    Подмосковье.
    А по этим ссылкам от нашего ув.Dimus, можно узнать о происхождении того или иного вида брака при производственном цикле.Очень наглядное, с примерами и графикой пособие для интересующихся браком монет.

    http://grisha61.narod.ru/monety/melky_brak.html
    http://grisha61.narod.ru/monety/monety_ussr_brak.html
    http://grisha61.narod.ru/monety/monety_ussr_brak_2.html
    http://grisha61.narod.ru/monety/monety_ussr_brak_3.html
    http://grisha61.narod.ru/monety/monety_ussr_brak_4.html
    http://grisha61.narod.ru/monety/monety_ussr_brak_5c.html
    http://grisha61.narod.ru/monety/monety_ussr_brak_5a.html
    http://grisha61.narod.ru/monety/monety_ussr_brak_6.html
     
    7 янв 2013

Статус темы:
Закрыта.