Парусники, корабли, лодки на монетах

Тема в разделе Иностранные монеты, создана 5 янв 2011

Парусники, корабли, лодки на монетах, 0 votes
0/5, Голосов: 0

  1. Odessitka Гость

    Это одна из основных моих тем. Обожаю море, водоёмы и поэтому выбрала эту тематику. я начну и думаю в меня поддержите
     

    Вложения:

    • P1070399.jpg
      P1070399.jpg
      Размер файла:
      53,9 КБ
      Просмотров:
      76
    • P1070401.jpg
      P1070401.jpg
      Размер файла:
      48,1 КБ
      Просмотров:
      56
    • P1070415.jpg
      P1070415.jpg
      Размер файла:
      56,5 КБ
      Просмотров:
      66
    • P1070412.jpg
      P1070412.jpg
      Размер файла:
      44,6 КБ
      Просмотров:
      53
    5 янв 2011

  2. GEE Старожил форума Заблокирован

    Регистрация:
    5 ноя 2010
    Сообщения:
    6.044
    Симпатии:
    18.781
    Адрес:
    Восточная Сибирь
    Квотер "Вирджиния". На реверсе монеты изображены три судна "Сьюзен Констант", "Открытие" и "Посланник бога". Эти суда привезли первых английских переселенцев к Джеймстауну.
     

    Вложения:

    • США121а.jpg
      США121а.jpg
      Размер файла:
      56,9 КБ
      Просмотров:
      50
    • США121б.jpg
      США121б.jpg
      Размер файла:
      58,9 КБ
      Просмотров:
      31
    5 янв 2011

  3. GEE Старожил форума Заблокирован

    Регистрация:
    5 ноя 2010
    Сообщения:
    6.044
    Симпатии:
    18.781
    Адрес:
    Восточная Сибирь
    Профессор, по Вашей просьбе - монетки в полпенни разных монархов.

    На всякий случай - еще такой же кораблик (точнее, этот же) на монете Восточных Кариб. Я не специалист, но инстинктивно чую, что есть и еще монетки с этим корабликом.

    Кораблик непростой, а простой бы Великобритания на свои монеты и не прилепила .
    Первоначально галеон назывался "Пеликан", потом переименован в "Золотую Лань" . 13 декабря 1577 года под командованием Френсиса Дрейка во главе эскадры из пяти судов он покинул порт Плимута и отправился на юг, к островам Зеленого Мыса, где Дрейк ограбил несколько небольших португальских кораблей. Затем повернули на юго-запад и прошли через Атлантический океан к землям Нового Света. Френсис Дрейк был пиратом (если кто помнит). Испанцы собрали целую флотилию, чтобы дать отпор отважному пирату, но "Пеликан". Из-за объявленной испанцами охоты Дрейк не мог вернуться домой обратным путем, поэтому он решил рискнуть и пройти путем Магеллана, обогнув мыс Горн. Это ему удалось, но он прошел через другой пролив (сейчас – пролив Дрейка), обойдя Огненную Землю с юга, и вошел в воды Тихого океана . Далее, продвигаясь у берегов Южной Америки, продолжал грабить проплывающие корабли. Как истинный профессионал, капитан не упускал возможность повысить квалификацию.
    "Золотая Лань" вернулась в родной порт 26 сентября 1580 г. Завершилось второе в истории кругосветное плавание - после Магеллана. Но это еще не все заслуги маленького галеона и его "большого" капитана. В апреле 1581 года на борт корабля ступила английская королева Елизавета I, которая посвятила Френсиса Дрейка в рыцари. После всех своих приключений ставший знаменитым галеон "Золотая Лань" был установлен в сухом доке для публичного посещения. Но простоял он там недолго - через десять лет корпус корабля пришел в негодность.

    В 1973 г. в Англии группа энтузиастов изготовила точную копию "Золотой лани", на которой повторила маршрут знаменитого галеона. С 1996 г. новая "Золотая Лань" находится в Лондоне и используется как музей. Есть еще одна копия "Золотой Лани", которая с 1963 г. стоит на вечной стоянке в гавани города Бриксхем.
    Хотел для комплекта еще и монетку Георга Пятого прицепить с корабликом - но увы. Галеон бороздит медные волны только с 1937 года, а до того - Британия посматривала на море. Причем море пустое.
    Если кто знает - на такой же монете Виктории был кораблик. Но монет Виктории у меня нет.
     

    Вложения:

    6 янв 2011

  4. GEE Старожил форума Заблокирован

    Регистрация:
    5 ноя 2010
    Сообщения:
    6.044
    Симпатии:
    18.781
    Адрес:
    Восточная Сибирь
    Цитата, (откуда-не помню):

    Дау (англ. dhow) - быстроходный парусник, распространенный на территории от Восточной Африки до Индостана, включая Средиземное, Аравийское и Красное моря, Персидской залив, акватории у Южной Аравии, Андаманских и Мальдивских островов.. Дау - не тип судна, а скорее его класс: парусник, приспособленный для перевозки товаров и людей, то есть имеющий достаточно вместительные и специально оборудованные трюмы и каюты.

    Существовало огромное количество типов дау, у каждого побережья свой тип: бател, падар, паттамар у индийцев; багла (бангла), зарук, самбук у арабов и вообще в Красном море; бедан, остроносый джалбаут с просторным трюмом и шеве характерны для Персидского залива; джахази и одам - для Восточной Африки; котья и тони - для Индии, Цейлона и Мальдивских островов.

    Отличительными особенностями дау являются длинный, достаточно узкий корпус (отношение длины корпуса дау по ватерлинии к его ширине составляло в среднем 4:1 с незначительными отклонениями в ту или другую сторону.), наклон мачт вперед, достигавший до 20 градусов и широкий треугольный парус со срезанным нижним углом.

    На арабских монетах - море таких славных корабликов
     

    Вложения:

    6 янв 2011

  5. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Новая Зеландия 50 центов 1994. Барк "Индевор"
    Индевор (англ. HMS Endeavour – усилие) – первый корабль, которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия, капитан Джеймс Кук, который использовал его в своей первой экспедиции на новые земли.
    Индевор появился в 1764 году. Он был построен в доках приморского городка Уитби, расположенном а графстве Йоркшир, где началась карьера Джеймса Кука. Таким образом, и капитан и его корабль начали свою "морскую жизнь" в одном месте. Корабль принадлежал к разряду "кет-билт" – судов с прямым широким носом. В документах первого плавания Джеймса Кука Индерор неизменно называют барком. Особенностями корабля были три мачты, прямые паруса на фок-мачтах и грот-мачтах и бизань без реев. На корабле было 22 пушки, из них 12 на поворотных лафетах. Первый биограф знаменитого мореплавателя, его современник Киппис утверждал, будто Кук сам выбрал Индевор в период подготовки к экспедиции, хотя современные исследования склонны утверждать, что корабль был подобран случайно и без участия Кука. Агенты Корабельной палаты (Navy Board) приобрели судно у владельца 28 марта 1768 года, причём когда покупатели осматривали корабль в Дептфордских доках оказалось, что обшивка, мачты и такелаж требуют основательного ремонта.
    Endeavour replica in Cooktown harbour.jpg

    В Дептфорде специально для Индевора построили командирский катер, баркас и ял. Катер предназначался для поездок на берег капитана и офицеров, баркас для подвозки на корабль воды, дров и припасов. Индевор имел высокие мореходные качества и капитан Кук отмечал, что судно при ветре в один-два румба позади траверза (крутой бакштаг) следует со скоростью 7,4 узла. "Этот корабль – хороший ходок и лёгок в управлении"[1]., – писал Кук. Серьёзные испытания в Коралловом море, когда Индевор получил большую пробоину, корабль выдержал с честью. Но и у Индевора были свои недостатки, например отсутствие медной обшивки, предохранявшей деревянный корпус корабля от разрушительной работы корабельных червей. Индевор также был первым судном, с которого точно смогли определить долготу. Это подтверждают навигационные таблицы. Он был первым кораблём, совершившим столь длительный рейс, во время которого от цинги не погиб ни один человек тогда как цинга в то время губила большинство мореплавателей. Обстоятельства экспедиции Кука пагубно сказались на состоянии судна. 11 июня 1772 года, после четырёхлетнего путешествия, когда "Индевор" вернулся в Лондонский порт, он представлял собой жалкое зрелище.
    Дальнейшая судьба судна окутана тайной. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной – парусник окончил свои дни на Темзе. Согласно другой версии, корабль после кругосветного плавания продали, французу-торговцу, переименовавшему его в "La Liberte" – "Свобода". Француз, в свою очередь, переправил его в Северную Америку, чтобы использовать как китобойное судно. В Америке легендарный барк был сильно повреждён британским кораблём; его останки, возможно, захоронили совладельцы в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
    я.jpg HMS_Bark_Endeavour_-_Replica01.jpg
     
    7 янв 2011

  6. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Хорватия 25 кун 1998. Лодка "Фалькуша"
    На реверсе монеты в центральной части и на кольце изображена модель старинной рыбацкой лодки "Фалькуша", история которой в Хорватии уходит в XI-XII века. В нижней части кольца полукругом нанесены рядами горизонтальные параллельные линии,символизирующие поверхность моря. В верхней части кольца отчеканена надпись "EXPO Lisabon-1998", которая свидетельствует, что выпуск монеты был посвящен Всемирной выставке в Португалии.
    В работе выставки приняли участие 130 стран мира, в том числе Хорватия.
    Стержнем хорватской экспозиции на ЭКСПО-98 по праву была признана модель средневековой рыбацкой лодки "Фалькуша" из хорватского островного города Комижа, созданная под руководством профессора Велимира Саламона на заводе г. Трогир (Хорватия) осенью 1997 года.
    "Фалькуша" - лодка с одной мачтой и специальным деревянным окончанием (falci), оборудованная для плавания и ловли рыбы в открытом море. По прибытию к месту к месту разгрузки рыбы, как правило, в порт Палагружа, производился демонтаж части оборудования судна, лодка становилась ниже, что позволяло беспрепятственно осуществлять разгрузку и снаряжение рыболовных сетей.
    я.jpg crt_falkusha.jpg
     
    7 янв 2011

  7. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Кабо-Верде 100 эскудо 1994. Парусник "Madalan" (информацией о нем, к сожалению, не обладаю)
    яя.jpg
     
    7 янв 2011

  8. MESHOKKRU Гость

    Столтенхоф о-в
    1 крона 2008 г.
     

    Вложения:

    7 янв 2011

  9. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Великобритания 2 фунта 2011. Каракка «Мэри Роуз»
    «Мэри Роуз» (Mary Rose) — трёхпалубный флагман английского военного флота при короле Генрихе VIII Тюдоре. Эта массивная каракка была спущена на воду в Портсмуте в 1510 г. Название получила, вероятно, в честь французской королевы Марии Тюдор (сестры короля) и розы как геральдического символа дома Тюдоров.
    Во время Итальянских войн караккой «Мэри Роуз» командовали адмиралы-братья Эдвард и Томас Говарды. В 1512 г. «Мэри Роуз» приняла участие в нападении на Брест. В 1528 и 1536 гг. её модернизировали: число орудий было увеличено до 91, водоизмещение доведено до 700 тонн.
    В 1545 г. французский король Франциск I высадился на острове Уайт. Англичане направили в пролив Солент на защиту острова 80 кораблей во главе с «Мэри Роуз». Перегруженная артиллерией каракка, никогда не отличавшаяся остойчивостью, неожиданно стала крениться и затонула вместе с адмиралом Джорджем Кэрью. Спастись удалось только 35 морякам.
    В 1836 г. рыбаки-ныряльщики обнаружили место затопления «Мэри Роуз». Они обратились к Чарльзу и Джону Динам, изобретателям водолазного костюма, с жалобой на то, что их лесы постоянно рвутся из-за каких-то нагромождений на морском дне. Братья зарабатывали на жизнь поисками затонувших судов. Они сразу приступили к работе и обнаружили остатки корабля. Братья подняли с корабля части корабельных пушек, лафеты, луки, керамическую посуду, обрывки ткани и несколько человеческих черепов. Работу они прекратили в 1848 году, решив, что больше на корабле нельзя найти ничего, что можно было бы поднять.
    Интерес морских археологов к кораблю проснулся в конце 1960-х гг. К 1982 г. со дна Солента удалось по частям поднять большую часть корабельных останков. Выставленные в портсмутском порту в музее «Мэри Роуз», они всесторонне иллюстрируют жизнь моряков I-й половины XVI века.
    я.jpg 41-maryroseenglishship.jpg
     
    7 янв 2011

  10. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Сан-Марино 500 лир 1992 500-ЛЕТИЕ ОТКРЫТИЯ АМЕРИКИ
    Христофор Колумб родился в Генуе между 25 августа и 31 октября 1451 года в семье ткача-шерстянщика Доменико Коломбо. Испанский мореплаватель и открыватель новых земель. Наиболее известен своим открытием Америки в 1492 году.
    Христофор Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария, первым из европейцев ходил в Карибское море, а также Колумб положил начало открытию материка Южной и Центральной Америки. Он открыл все Большие Антильские острова — центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова, а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки.
    После первой экспедиции он привез с собой немного золота.

    ы.jpg ы1.jpg ы2.jpg ы3.jpg
     
    7 янв 2011

  11. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Ватикан 500 лир 1985 АПОСТОЛ ПЕТР В ЛОДКЕ

    Апостол Пётр (умер около 64 в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В католицизме традиционно считается первым папой Римским.
    Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. камень, скала) возникло от прозвища Кифа (арам. — камень), которое ему дал Иисус.
    Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф.4:19).
    Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о нём думают, Пётр сказал, что он есть «Христос, сын Бога живого
     

    Вложения:

    7 янв 2011

  12. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Япония 500 иен 2009 - Префектура Нара
    На аверсе монеты изображен древний японский корабль Кентоши-сен ("Kentoshi-sen") - судно императорского посла к китайской династии Тан.
    Посольский корабль "Кентоши-сен" доставил в 743 году в древнюю столицу Японии Нара китайского монаха по имени Цзяньчжень (688-763 гг. жизни), который основал храм Тосёдайдзи ("Toshodaiji") и был проповедником буддизма в Японии. В период с 743 г. по 754 г. он неоднократно посещал Японию.
    Рисунок корабля Кентоши-сен было скопирован с пергамента Тосейден-Емаки, повествующего о миссии Цзяньчженя в Японии.
    ы.jpg ы1.jpg
     
    9 янв 2011

  13. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Коснувшись в этой теме монет Юго-Восточной Азии, нельзя не отметить эту.
    Тайвань 20 юаней 2001 - Мона Рудао
    Биметаллическая монета выпущена 9 июля 2001 года Центральным банком Китая и предназначена для обращения на Тайване, а также в областях Кинмэнь и Мацзу.
    На реверсе монеты в центре изображены три традиционные каноэ племени Ями. В верхней части монеты отчеканен номинал монеты: "20" и китайский иероглиф. В нижней части монеты отчеканены две крупные точки (обозначающие номинал монеты), предназначенные для использования монеты слепыми людьми.
    На аверсе монеты в центре отчеканен портрет Мона Рудао. Справа от портрета изображен монумент В Уше, посвященный гибели М. Рудао и членов его племени в 1930 году. В верхней части по периметру кольца нанесена надпись китайскими иероглифами: "90-й год Китайской Республики". В нижней части кольца внутри овала нанесен год выпуска монеты: "2001", изображение которого появляется при обозрении монеты под углом.
    Один из национальных героев Тайваня вождь племени Атаял: Мона Рудао (1882-1930 гг. жизни) - считается лицом, стоявшим у истоков движения освобождения Тайваня от японского владычества. Вождь племени Мона Рудао (aнгл. Mona Rudao), также известный как Monaludo, был выходцем из знатной семьи тайваньского племени Атаял, сын вождя племени. В числе 6 тайваньских аборигенов получил образование в японской школе в Формозе (Тайвань). Свободно владел японским языком и был удостоен поездки в императорскую Японию. В конце октября 1930 года со своими сторонниками и членами племени совершил вооруженное нападение на японскую школу в местечке Уше (англ. Wushe), где проводился спортивный праздник и другие мероприятия с участием детей и их родителей. В результате нападения погибли 134 японских подданных и 215 были ранены, в том числе дети и женщины. Историки называют данное нападение не иначе, как резней японских колонистов на Тайване, т.к. участники праздника были без оружия и подверглись внезапному нападению 300 вооруженных огнестрельным и холодным оружием аборигенов. Считается, что причиной нападения стали последствия личного конфликта между крупным полицейским чином японской администрации и внуком вождя Мона Рудао, который произошел в начале октября 1930 года на свадьбе в доме вождя. Японский полицейский в целях надзора посетил свадьбу и отказался от вина, предложенного женихом - внуком вождя, заявив, что не примет вино из рук человека, резавшего животных. Тем самым полицейских нанес оскорбление семье вождя. После нападения на школу вождь Мона Рудао со своими слугами скрывался от японских властей в пещерах, где 1 декабря 1930 года совершил акт самоубийства. Останки вождя Мона Рудао были найдены японцами только спустя 4 года и перевезены в Японию, где долгие годы хранились в анатомическом музее. Лишь в 1981 году прах его был предан земле в городе Уше, графство Нантоу.
     

    Вложения:

    9 янв 2011

  14. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Далее по Юго-Восточной Азии
    Китай 10 юаней 1999 - Воссоединение Макао с Китаем
    На реверсе монеты изображены джонки.
    Джонка — традиционное китайское парусное судно для плавания по рекам и вблизи морского побережья. До сих пор широко используется в водах Юго-Восточной Азии. Слово происходит от малайского djong, что в свою очередь является искажением южноминьского слова 船, chûn, означающего «судно».
    Отличительные черты джонки — паруса из бамбуковых рей и циновок в форме четырёхугольника, а также приподнятые нос и корма. Паруса можно сворачивать наподобие жалюзи. Массивный руль заменяет киль. Число мачт достигает пяти.
    Точное время изобретения джонки неизвестно, во время династии Хань они уже были широко распространены. В раннем средневековье джонки использовались в военных целях, уже тогда заплывая в воды Индонезии и даже Индии.
    Со временем джонки вошли в употребление по всей Восточной Азии и стали использоваться для длительных морских переходов. В 1846-1848 годах 800-тонная гонконгская джонка «Кхэйин» обогнула мыс Доброй Надежды и стала первым китайским судном, бросившим якорь на рейде Нью-Йорка. В Англии эту диковинку посетила сама королева Виктория.
    С переводом военного флота на паровую основу джонка сохранила значение высокоманевренного грузового судна. В некоторых районах Вьетнама джонки используются как плавучее жильё.
     

    Вложения:

    9 янв 2011

  15. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    И опять Макао - 50 авос 1999 Воссоединение Макао с Китаем.На монете изображены мост, самолет и корабль - Примеры высокоразвитого Транспортного обслуживания Макао, соединяющего город с миром
     

    Вложения:

    10 янв 2011

  16. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    ГИБРАЛТАР - 400-ЛЕТИЕ БИТВЫ ЗА ГИБРАЛТАР
    24 июля 1704 во время воины за испанское наследство объединенный англо-голландский флот под командованием сэра Джорджа Рука отбил крепость у испанского гарнизона под командованием маркиза де Салинаса.
    Во время осады, длившейся всего два дня, союзники потеряли 12 офицеров и 276 рядовых убитыми и ранеными. Через девять лет, в 1713 г., по Утрехтскому договору Гибралтар окончательно был передан под власть британской короны.
    Последующее обладание Гибралтаром обеспечивало брит. морскую мощь.
     

    Вложения:

    12 янв 2011

  17. БАНКНОТА Модератор

    Регистрация:
    26 фев 2010
    Сообщения:
    408
    Симпатии:
    457
    Адрес:
    Москва
    Тоже хочется поучаствовать в теме!
    На фото монета не моя, но у меня есть такая же, того же года и более плохого сохрана!
    Вашему вниманию 100 милей Кипра 1955 года. Интересный факт, который мне сказал знакомый - вывозить монеты Кипра оттуда запрещено(поясняют, что это достояние народа Кипра), а на руках у россиян они всё равно есть!:confused:
     

    Вложения:

    13 янв 2011

  18. GEE Старожил форума Заблокирован

    Регистрация:
    5 ноя 2010
    Сообщения:
    6.044
    Симпатии:
    18.781
    Адрес:
    Восточная Сибирь
    Снова Кипр, рисунок тот же номинал другой. И еще один кораблик с Кипра, совсем нестарый
     

    Вложения:

    13 янв 2011

  19. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Остров Столтенхофф 25 пенсов 2008 Корабль "Iron Barque".
    Этот корабль следовал курсом из Бристоля в Сидней. Для пополнения запасов пресной воды он причалил к острову Тристан да Кунья. Голодные местные аборигены атаковали корабль с целью добыть провизию. 15 человек были убиты.
    Остров Столтенхофф входит в состав архипелага Тристан да Кунья, что находится между Африкой и Южной Америкой и является владением Великобритании.
    Вместе с островом Миддл, Столтенхофф (площадь каждого около 0,1 км²) и прилегающими скалами образует группу, называемую Острова Найтингейл.
    Поскольку Столтенхофф необитаем, выпущенные от его имени монеты являются, скорее, сувенирами, посвященными 80-летию Елизаветы II.
     

    Вложения:

    15 янв 2011

  20. Miner Модератор Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2010
    Сообщения:
    4.154
    Симпатии:
    16.495
    Здесь нет изображения самого плавсредства непосредственно, но отношение к корабельной тематике эта монета имеет самое прямое.
    Австралия 5 долларов 2002 60-ЛЕТИЕ СРАЖЕНИЯ В ЗОНДСКОМ ПРОЛИВЕ
    На реверсе монеты в центре диска - изображение корабельного колокола крейсера "USS HOUSTON" с надписью "U.S.S. HOUSTON 1930". По окружности кольца надписи, разделенные точками: в верхней части - "BATTLE OF SUNDA STRAIT" (сражение в Сунда-Стрэйт), снизу - "USS HOUSTON" и "HMAS PERTH" (имена крейсеров), слева - "1942", справа - "2002".
    Бой в Зондском проливе (англ. Battle of Sunda Strait) - морское сражение Второй мировой войны, состоявшееся в ночь с 28 февраля на 1 марта 1942 года в Зондском проливе между 2 крейсерами союзников
    (американский крейсер«USS Houston» и австралийский «HMAS Perth»), прорывающихся из Яванского моря после разгрома союзной эскадры, и японскими силами, прикрывающими высадку японских войск на Яву.
    Приближавшиеся «Хьюстон» и «Перт» были замечены 28 февраля между 22 ч. 40 мин. и 22 ч. 55 мин, когда уже началась высадка японских войск. Через несколько минут с американского крейсера были обнаружены
    стоящие на якоре японские транспорты, и по ним был открыт огонь. Наблюдатели «Хьюстона» и «Перта» только через полчаса заметили «Фубуки», подходивший зигзагом к англо-американскому отряду.
    В 23 ч. 15 мин. с «Перта» был замечен эсминец; надеясь, что это был дружественный корабль, посланный для проводки крейсера через пролив, на крейсерах был поднят опознавательный сигнал. Но надежда не оправдывалась,
    японский эсминец в ответ выпустил девять торпед с дистанции 2500–3000 ярдов. Крейсера отвернули вправо и открыли огонь. Торпеды прошли мимо «Хьюстона» и «Перта», но две из них попали в транспорты,
    разгружавшиеся по левому борту от союзников. Не успели крейсера избегнуть одной опасности, как на них уже надвинулась другая. Между ними и Зондским проливом находился легкий крейсер и десять эсминцев,
    а им наперерез шли тяжелые крейсера «Могами» и «Микума» и еще один эсминец. Даже отступая, крейсера союзников нанесли удар по японским транспортам. Они сконцентрировали огонь всех своих орудий на
    четырех транспортах, один из которых, «Сакуса-Мару», сразу же пошел ко дну, а три других выбросились на берег. Около 23 ч. 40 мин. все прибывшие к месту боя японские корабли бросились на крейсера.
    Обе стороны стреляли из всех видев оружия, то сближаясь до 500 ярдов, то расходясь на расстояние более 5000 ярдов. В «Перт» попало четыре торпеды. Снарядом американского крейсера было повреждено
    рулевое управление «Хацукадзе», но он все-таки смог подойти на дистанцию торпедного выстрела и вместе с «Хатакадзе» выпустил еще шесть торпед. Снарядами орудий «Хьюстона» был поврежден «Микума»,
    но повреждения на нем были быстро исправлены, и он вышел из боя. 1 марта в 00 ч. 05 мин. английский крейсер «Перт» пошел ко дну.
    Теперь вся огневая мощь японских кораблей сконцентрировалась на «Хьюстоне». Корабль уже шел с креном на правый борт. В 00 ч. 10 мин. одним из японских снарядов, попавших в машинное отделение,
    был поврежден паропровод. Из-за просачивающегося сквозь пробоины в палубе пара орудийные расчеты были вынуждены временно оставить свои посты. Около 00 ч. 20 мин., в тот момент, когда заряжались орудия,
    в башню №1 попал снаряд, и в результате возникшего пожара кэптэн Рукс приказал затопить два пороховых погреба. Теперь у 8-дюймовых орудий остались только те снаряды, которые уже были подняты в башню.
    В правый борт попало еще три торпеды, а палубные надстройки были обстреляны шрапнелью из орудий малого калибра. В это время тральщик №2 был потоплен снарядами «Хьюстона».
    Когда в 00 ч. 25 мин. кэптэн Рукс приказал оставить корабль, его палуба была усеяна убитыми и умирающими, а вода, поступающая через многочисленные пробоины, быстро заполняла внутренние помещения корабля.
    Через несколько минут, стоя около пулеметной установки, он был убит вместе со всем расчетом. Старший офицер, заменивший командира и считавший, что еще рано покидать корабль, отменил приказ командира.
    Орудийная прислуга, оставаясь у своих орудий расстреляла весь боезапас. Затем, когда корабль потерял управляемость, японские эсминцы сблизились с ним и обстреляли его палубу из пулеметов.
    В 00 ч. 33 мин. коммандер Робертс отдал приказ оставить корабль. Через 12 минут крейсер перевернулся и пошел ко дну.
    Когда «Хьюстон» вступил в свой последний бой, на его борту находилось более 1000 человек. 346 человек, оставшихся в живых, были подобраны японцами и отправлены в лагеря для военнопленных.
    В течение трех ужасных лет страданий в плену они и спасшиеся с «Перт» не раз жалели о том, что вместе со своими товарищами не погибли в водах Зондского пролива.
    Бой «Хьюстона» со значительно превосходящими силами противника был одним из наиболее выдающихся подвигов в анналах истории американского военно-морского флота.
    К сожалению, подробности этого боя стали известны только после окончания войны.
     

    Вложения:

    • 140120111050.jpg
      140120111050.jpg
      Размер файла:
      53,6 КБ
      Просмотров:
      32
    • 1.jpg
      1.jpg
      Размер файла:
      40,1 КБ
      Просмотров:
      27
    • 2.jpg
      2.jpg
      Размер файла:
      42,9 КБ
      Просмотров:
      21
    • 3.jpg
      3.jpg
      Размер файла:
      25,3 КБ
      Просмотров:
      22
    • 4.jpg
      4.jpg
      Размер файла:
      40,4 КБ
      Просмотров:
      22
    15 янв 2011