Удостоверение космонавта

Тема в разделе Документы, создана 9 мар 2013

Удостоверение космонавта, 0 votes
0/5, Голосов: 0

  1. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.391
    Симпатии:
    19.690
    Адрес:
    Подмосковье.
    Сегодня 79я годовщина со дня рождения Ю.Гагарина.
    Удостоверение космонавта

    [​IMG]

    Первое удостоверение , а точнее свидетельство пилота - космонавта номер 1 Международная федерация (FAI) выдала Юрию Гагарину еще в 1961г.Данный документ был обнаружен в качестве иллюстрации в книге * Первый космонавт планеты земля * (Изд - во Советская Россия 81г) представляет собой обычное птлотское свидетельство на бланке Центрального аэроклуба СССР имени В.П.Чкалова.При этом к словам *имеет звание пилота*от руки приписано - космонавта.Однако ценность такого свидетельства небольшая, так как выдано оно уже было после полета - 14 апреля 61г.
    Где находиться сейчас этот документ выяснить не удалось.Неизвестно так же , выдавались ли подобные свидетельства другим космонавтам.
    Уже говорилось , что сначала космонавты летали с удостоверениями ВВС.Но вот наступил 1972год.СССР и США подписали договор о совместном космическом полете по проэкту ЭПАС.На одной из рабочих встреч специалисты стали обсуждать вопрос о том , какие документы члены экипажей кораблей возьмут с собой в полет.В итоге, учитывая международный характер проекта, было принято совместное решение выдать космонавтам удостоверения от имени FAI.
    FAI (Federation Aeronautigue Internationale - Международная авиационная федерация) Итак по проекту ЭПАС каждая из сторон изготовила свои удостоверения . Советский образец документа по содержанию и формату был подобен вышеупомянотому пилотскому свидетельству Гагарина.Скорее всего эти первые удостоверения FAI для программы ЭПАС были изготовлены для Советских космонавтов только в 4х экземплярах.Члены основного экипажа А.Леонов и В.Кубасов получили удостоверения номер 1 и 2, а дублеры А.Филипченко и Н.Руковишников - номер 3 и 4.
    В удостоверения были вклеены черно белые фото космонавтов, причем полковники Леонов и Филипченко были сняты в гражданских костюмах.Документы подписали председатель Федерации авиационного спорта СССР Иван Никитович Кожедуб (прославленный летчик ас,трижды герой Советского Союза) и ответственный секретарь (его фамилию идентифицировать не удалось).На удостоверениях проставлены печати Центрального аэроклуба СССР им.Чкалова.Дата выдачи уже на космодроме , за сутки до старта космического корабля.
    I

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    9 мар 2013

  2. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.391
    Симпатии:
    19.690
    Адрес:
    Подмосковье.
    15 июля 1975г.стартовал *Союз-19* с А.Леоновым и В.Кубасовым на борту.Вместе с ними в космос впервые отправились удостоверения FAI. Через 7 с половиной часов в тот же день на орбиту вышел американский корабль Apollo c астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Доналдом Слейтоном.17 июля состоялась историческая стыковка кораблей.Экипажи выполнили обширную программу совместных экспериментов.В частности космонавты и астронавты расписались на удостоверениях друг друга.
    Теперь эти документы являются музейными экспонатами.Удостоверение А.Леонова находится в музее дома космонавтов Звездного городка, а вот судьба документов членов дублирующего экипажа *Союз 19* к сожалению неизвестна.Таким образом в 1975г впервые появились удостоверения FAI.
    Здесь так же необходимо отметить еще один интересный факт.Оказывается Т.Стаффорд и В.Бранд с Д.Слейтон являются единственным американским экипажем, которому в полет были выданы удостоверения.По словам американского эксперта Майкла Кассутта и некоторых астронавтов, ни до полета по программе ЭПАС , ни после него астронавты NASA никогда не брали с собой и не берут до сих пор каких либо документов.Их удостоверением является лишь нагрудная нашивка с фамилией астронавта и американский флаг на рукаве!
    В 1976году на подготовку в ЦПК приехали кандидаты в космонавты из соц.стран.Началась реализация международной программы * Интеркосмос *.
    Опять же встал вопрос о том , какие документы выдавать иностранным космонавтам.Удостоверения подписанные советским Главкомом ВВС, для этой цели не очень то подходили.К тому же , ведомственные (ВВС) полетные документы не нравились многим гражданским космонавтам из НГО *ЭНЕРГИЯ*. В общем так или иначе, но удостоверения ВВС себя изжили.
    стало ясно , что настало время ввести для космонавтов новые полетные документы , тем более что прецедент уже был создан на программе ЭПАС.
     
    9 мар 2013

  3. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.391
    Симпатии:
    19.690
    Адрес:
    Подмосковье.
    Одним из активных сторонников замены удостоверений ВВС на полетные документы FAI , являлся спортивный комиссар Иван Григорьевич Борисенко.В итоге эту идею поддержали и другие руководители космической отрасли.Вот так и появились новые полетные удостоверения космонавтов.
    В 1978г был разработан новый бланк удостоверен

    [​IMG]
    [​IMG]
    Бланк имеет размер 13 на 8см.На синей обложке - эмблема FAI и надписи.* УДОСТОВЕРЕНИЕ КОСМОНАВТА, МОСКВА,СССР.* Удостоверение представляет собой 4х страничный документ.На 1й странице размещена черно-белое фото и личная подпись космонавта,проставлен номер удостоверения.На 2й ФИО космонавта , страна, и дата его рождения,указана страна - космонавтом которой он является,проставлена дата выдачи удостоверения , а так же имеются подписи председателя Федерации авиационного спорта СССР и ответственного секретаря.
    На 3ей размещены те же записи , что и на 2й но на английском языке.
    На 4й распологается запись (на 5и языках - рус.англ.франц.немец.и исп.) следующего содержания * Просьба ко всем государственным,общественным,военным организациям и отдельным лицам оказывать необходимую помощь и содействие предьявителю сего удостоверения*
     
    9 мар 2013

  4. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.391
    Симпатии:
    19.690
    Адрес:
    Подмосковье.
    Данная запись имеет существенное значение, и появилась она не просто так.Об этом следует рассказать поподробнее.
    Дело в том , что 22 апреля 1968 года было подписано международное соглашение * О спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении обьектов , запущенных в космическое пространство.
    В частности, в Статье 2 говориться * если в результате аварии,бедствия вынужденной или непреднамеренной посадки ,экипаж космического корабля приземлиться на территории находящейся под юрисдикцией Договаривающейся стороны, она незамедлительно примет меры для его спасения и оказания ему всей необходимой помощи.Она будет информировать власти , осуществившие запуск , а так же Генерального секретаря Организации Обьединеных Наций о принимаемых ею мерах и о достигаемых результатах....*
    Таким образом ,удостоверение FAI не только подтверждает статус космонавта , но и выполняет функцию охранного документа; оно дает правовойиммунитет космонавту на основании вышеупомянутого соглашения о спасании и помощи космонавтам.
    Удостоверения FAI были введены в действие в 1979г.Тогда было решено выдавать их всем советским космонавтам , а так же иностранным космонавтам , которые выполняли полеты на советских космических кораблях.Документы выдавались и до сих пор выдаются в порядке очередности полетов.( См.таблицу) Таким образом , космонавты, уже слетавшие в космос в 1961 - 1978гг, получили удостоверения FAI так сказать * задним числом* В связи с этим у некоторых космонавтов документы в полете не были., а у других, кому довелось слетать и после 1978 года , они в космосе все же побывали.
    Удостоверения должны были быть выданы всем слетавшим в космос к 1979г. советским космонавтам. Однако , по крайней мере одному космонавту ( В.Быкову ) Документ по неизвестной причине выдан не был.

    [​IMG]
     
    9 мар 2013

  5. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.391
    Симпатии:
    19.690
    Адрес:
    Подмосковье.
    Незаполненый бланк удостоверения номер 005 ( порядковый номер В.Быковского ) был передан для хранения в мемориальный музей космонавтике в Москве.На нем расписался академик В.П.Глушко и поставил дату 12.4.80. Были ли еще космонавты которым не выдали удостоверения FAI , пока неизвестно.Например не удалось найти удостоверение за номером 001 предназначенное для Юрия Гагарина.
    И еще один важный момент; каждому космонавту выдавалось только одно удостоверение, поэтому у многих космонавтов полетные документы побывали в космосе несколько раз.Появилась даже традиция штамповать их бортовыми печатями.Из этого правила удалось обнаружить лишь три исключения; В.Лебедев,Г.Стрекалов и А.Калери получили по два удостоверения.
    Первый документ 029 В.Лебедева по нелепой случайности был испорчен,и поэтому ему был выдан второй документ (по сути дубликат) но уже с номером 179.Г.Стрекалов свой первый документ (055) получил в 1980г.С этим удостоверением он совершил 4 космических полета.Однако в 1993г во время одной из командировок документ у него был просто украден ! Поэтому в 95м году ему было выдано второе удостоверение (143). С ним Генадий Михайлович совершил свой 5й космический полет, стартовав на корабле * Союз ТМ-21 *
    Что случилось с первым удостоверением (089), выданным А.Калери выяснить не удалось.Вероятно оно было тоже испорчено или утеряно.Сейчас у него удостоверение за номером 123' причем к этому типографскому номеруот руки через дробь приписана цифра 89.Таким образом у него удостоверение имеет как бы первоначальный номер 89.Примечательно так же то , что по удостоверению FAI Калери стал первым российским космонавтом. С 1992г.в полетных документах отечественных космонавтов появилась запись о том , что их обладатели являются космонавтами России.
    Сначала удостоверения FAI фактически выдавали совместно две организации .Федерация авиационного спорта СССР и Федерация космонавтикиСССР (образована в 1978г) на документах стоят подписи председателя ФАС СССР и в то же время печати ФК СССР.
    В 1979-1987гг. удостоверения подписывал председатель ФАС СССР И.Кожедуб.В 1988г. удостоверения стала выдавать только ФКСССР., и с этого времени документы вместо Кожедуба стал подписывать председатель (с 1980г) ФК СССР, затем (с 1991 по 1999гг) президент ФКРоссии (ФКР) Н.Рукавишников.В 95-99гг. удостоверения подписывал вице - президент ФКР И.Борисенко.в связи с тем , что Рукавишников был болен.В марте 99г президентом ФКР был избран Г.Титов, но он успел подписать только два удостоверения.( В.Токареву и С.Залетину) так как в сентябре 2000г. Герман Степанович скоропостижно скончался.С января 2001г документы визирует нынешний президент ФКР В.Коваленок.
    Вторую подпись на документах ставили спортивные комиссары FAI И.Г.Борисенко79-92гг, В.А.Курилов93-2000гг и Н.Б.Бодин с 2000 по настоящее время.
    .
    .
     
    9 мар 2013

  6. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.391
    Симпатии:
    19.690
    Адрес:
    Подмосковье.
    [​IMG]
    К сожалению точно установить,какой именно экипаж впервые полетел с данными документами ,не удалось. Предположительно им мог быть любой экипаж *Союза 33*,либо Союза 35, либо Союза 36.
    Во всяком случае , советско - венгерский экипаж точно имел с собой в полете удостоверения FAI.Такой вывод можно сделать, если внимательно посмотреть на даты выдачи документов.Удостоверения выданные *задним числом* , уже после выполненных полетов, имеют вымышленную дату выдачи; обратите внимание(см.таблицу) на даты в документах у Г.Титова и А.Николаева; в феврале 1960г.они еще даже не были зачислены в отряд космонавтов.У других космонавтов, получивших документы задним числом,даты выдачи как правило, примерно соответствуют началу подготовки к полету.
    А вот те документы , которые действительно стали выдаваться перед полетом , имеют реальную дату выдачи, близкую к дате старта (разница в несколько недель или дней ).Первым таким удостоверением , вероятно является документ Б.Фаркаша(номер 51)
    Итак в 79-80гг. было сразу выдано предположительно около 50 удостоаерений космонавтам , которые уже слетали в космос.Далее документы стали выдавать по мере необходимости , перед первым стартом космонавта- новичка.Однако в нумерации удостоверений все же было обнаружено несколько сбоев , когда номер не соответствует очередного полета.
    Первый сбой произошел на удостоверениях Л.Кизима (56) и Г.Стрекалова (56).Как известно они вместе с О.Макаровым стартовали в ноябре 80г. к *Салюту 6* на корабле *Союз Т-3*, и поэтому командир экипажа Кизим должен был получить документ с номером 55, а 56 должен быть у Стрекалова.Возможно , конечно , что здесь произошла банальная ошибка, но может быть дело обстояло так.(предположение)
    Первоначально к *Салюту 6* на *Союзе Т 3* должен был отправиться экипаж в составе В.Лазарева,Г.Стрекалова,и В.Полякова.(старт планировался на октябрь 80г.), и поэтому бортинженеру - новичку Г.Стрекалову уже было изготовлено удостоверение 55.Можно так же предположить ,что документ В.Полякову решено было сделать в самый последний момент,после заседания Госкомиссии(вероятно ,вопрос о полете врача - космонавта еще не был решен окончательно).Но на станции *Салют - 6* потребовалось срочно провести ремонтные работы, и в результате был сформирован новый экипаж*Союза Т3* Кизим,Макаров и Феоктистов, которого вскоре заменил Стрекалов.Времени на переделку удостоверений не было, и поэтому Кизиму выдали документ с номером 56, а Стрекалов Полетел с уже изготовленным для него удостоверением номер 55.
    По словам В.Курилова, было всего несколько единичных случаев переделки удостоверений FAI (в 80годы) для того , чтобы не нарушать нумерацию документов.Для этого изготавливался новый вкладыш(4 страницы), и на нем проставлялся требуемый номер.К сожалению , конкретных примеров Курилов не привел.Однако один такой случай можно *вычислить*.
     
    9 мар 2013

  7. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.391
    Симпатии:
    19.690
    Адрес:
    Подмосковье.
    В феврале 83г была практически завершена подготовка экипажа *Союза Т8* ,который должен был стартовать в марте 83г. Обратите внимание на дату выдачи удостоверения В.Титова 15февраля 1983г.- до старта оставался примерно месяц.Отсюда следует, что если командир экипажа получил удостоверение 64, в котором даже была проставлена дата выдачи, то значит , и И.Пронина должна была получить свой документ с номером 65.Однако незадолго до старта ее заменили А.Серебровым(он уже летал и у него было удостоверение).Из за замены в экипаже старт в *Союзе Т-8* задержался более чем на месяц и состоялся 20 апреля 1983года.После этого вероятно , был изготовлен новый вкладыш с номером 65, который достался очередному космонавту - новичку А.Александрову, а документ И.Прониной в этом случае был анулирован.
    Следующий сбой в нумерации удостоверений приходится на номер 077.Исходя из очередности полетов,получается, что это удостоверение не было выписано никому.Как токое могло случиться , до сих пор остется загадкой.Может быть, бланк был ипорчен.Но вполне возможно,что удостоверение со счастливым номеромбыло просто кому то подарено.Вопрос - кому?

    [​IMG]
    Вызывает удивление следующий уникальный случай в нумерации удостоверений FAI.Два документа имеют одинаковый номер (83) у космонавтов А.Баландина и Г.Манакова.Вот сбой, так сбой !
    Выяснить почему это произошло , так и не удалось.Вопрос этот остался открытым.Здесь можно предположить следующее.
    Известно, что в апреле 1989г.полность завершилподготовку экипаж *Союз ТМ8* (А.Викторенко и А.Баландин) Старт планировался на 19 апреля 89г.и поэтому Баландиу было выдано, как и положено, очередное удостоверение с номером 83.Однако за 9 дней до старта , 10 апреля 89г, Госкомиссия отменила полет *Союза ТМ8* в связи с изменением программы работ на борту ОК *Мир*.После этого экипажы переформировывались и переставлялись местами.Возможно, экипажГ.Манаков-ГСтрекалов в какой то момент планировался к старту раньше, чем экипаж, в котором теперь был Баландин.(командир-А.Соловьев). В этом случае для Манакова был изготовлен новый вкладыш с номером 83.Но в то же время удостоверение Баландина с таким же номером по какой - то причине не было анулировано.Может быть, поэтому у этих космонавтови оказались документы с одинаковыми номерами.В общем здесь , явно какая то запутанная история.В конце 1991г. развалился Советский Союз.
     
    9 мар 2013

  8. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.391
    Симпатии:
    19.690
    Адрес:
    Подмосковье.
    В ппериод 91-92гг.вновь обнаруживается сбой в выдаче удостоверенийFAI.Более того ,судя по номерам документов, два иностранных космонавта вообще их не получили. Х.Шарман и К.-Д.Фладе..Скорее всего,Шарману удостоверение не было выдано, потому что ее полет состоялся в рамках коммерческого проекта Juno. а Фладе не стали выписывать документ, возможно по политическим мотивам.Только что случился развал СССР, рухнула берлинская стена, и выдавать документ советского образца (другого не было то) представителю Германии, вероятно, посчитали не уместным.
    После развала СССР перрестала существовать и Федерация космонавтикиСССР. 7 декабря 1991г.она была преобразована в Федерацию космонавтики России(ФКР), и поэтому,начиная с 92г. на удостоверения FAI проставляется печать ФКР. Однако в удостоверение С.Андреева каким то образом все же *пробралась* советская печать ФК.
    В период с 92 по 95гг.удостоверения FAI выдавались на бланках советского образца, отпечатанных еще в 1978г.Новые российские бланки появились только в 1995г.По своему содержанию и оформлению российские удостоверения отличаются от советских лишь тем, что на обложке указана страна-Россия , а на второй странице заменена организация, выдающая документ ; вместо ФАС СССР - ФКР.
    Российские бланки были изготовлены в количестве 100 экземпляров, начиная с номера 101.
    Первым удостоверение российского образца получил Н.Бударин (101), а В.Дежуров является обладателем последнего документа советского образца (100).Оставшиеся ненужными около сотни экземпляров незаполненных бланков советских удостоверений разобрали себе на память в качестве сувениров сотрудники ФКР и других организаций.
    В марте 95г. в составе экипажа российского корабля *Союз ТМ 21* впервые стартовал американский астронавт Н.Тагард, но ему удостоверение давать не стали.Как впрочем и всем остальным американским астронавтам , летавшим на российских кораблях.В 1999г.практика выдачи удостоверений FAI иностранным космонавтам была прекращена.Последним его получил словацкий космонавт И.Белла.
    Всего в период с 1979 по 1999гг. были выданы 24 засранцам.

    [​IMG]
     
    9 мар 2013

  9. ksyokr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    6 дек 2011
    Сообщения:
    13.391
    Симпатии:
    19.690
    Адрес:
    Подмосковье.
    Еще один сбой в нумерации документов произошел в августе 96г.,когда была завершена подготовка экипажа*Союз ТМ 24*в составе Г.Манакова,П.Виноградова и К.Андре-Дез.Впервые стартующим Виноградову и Андре-Дез уже были выданы удостоверения номер 105 и 106 соответственно.Но на заключительном медобследовании врачи отстранили от полета командира экипажа Г.Манакова.В результате был сформирован новый экипаж , который и отправился в полет; В.Корзун,А.КАЛЕРИ И К.Андре - Дез.При этом Корзун был срочно выдан полетный документ со следующим порядковым номером(107), а Андре-Дез полетела уже с выданным документом.
    П.Виноградову его удостоверение менять не стали, и он стартовал с ним в августе97г., на борту *Союза ТМ26*. На этом же корабле в полетдолжен был отправится Л.Эйартц.(ему уже выдали уд.110). Однако его старт был перенесен на январь 98г. в связи с тем, что на ОК *Мир* требовалось провести ремонтные работыпосле того , как станцию протаранил *Прогресс*.Из за этого Эйартц пропустил вперед себя С.Шарипова, который 23 января 98г.стартовал в экипаже шаттла.Следует отметить примечательный факт; российские космонавты Шарипов , Токарев,Морукови Юрчихин,впервые стартовавшие в космосна американских шаттлах, летали без удостоверений FAI и получали их уже после полета, возвратившись в Россию.Причем Шариповполучил документс номером 113,т.е. после Эйартца ,Падалки и Батурина.Среди российских космонавтов, выполнивших свой первый полетна шатле, только Бударин и Лончаков брали с собой в полет удостоверения FAI.
    Шарипов,Токарев и Юрчихин впоследствии летали и на *Союзах* и брали с собой полетные документы.А вот Морукову еще раз стартовать на орбиту не довелось, и поэтому его удостоверение в космосе так и не побывало.После С.Шарипова вот уже 14 лет очередность выдачи удостоверений не нарушается.
    В настоящее время крайними космонавтами , получившими удостоверения FAI , являются Олег Новицкий и Евгений Тарелкин,которые сейчас выполняют полет на МКС. Полеты продолжаются, а значит,продолжается и история удостоверений FAI.

    Сергей Шамсутдинов.Москва.
    редактор журнала
    *Новости космонавтики*

    [​IMG]
    [​IMG]
     
    9 мар 2013

  10. погранец На испытательном сроке

    Регистрация:
    3 ноя 2011
    Сообщения:
    350
    Симпатии:
    277
    Адрес:
    Красногорск м.о.
    Птичка похожа на люфтваффе
     
    9 мар 2013

  11. дедок Старожил форума

    Регистрация:
    23 янв 2013
    Сообщения:
    589
    Симпатии:
    1.975
    Форма то не АХ.!! Будет топать и непоймешь кто-что.
     
    9 мар 2013